SetTitle("Калужский край в XVII в."); ?>

В период "смуты" калужский край подвергся сильному разорению. В большинстве сел и деревень оставалось по нескольку дворов с населением в 10-20 человек, а многие из них вообще превратились в пустоши, т.е. оказались оставлены жителями. Не лучшее положение было и в Калуге, которая в 1620 г. царем Михаилом Федоровичем была освобождена от уплаты податей на три года. Новая беда обрушилась на город в 1622 г., когда "на святой неделе в четверг, Божьим гневом в Колуге город и острог и дворы их и лавки, со всеми их животы, погорели без остатку". И снова город получает разрешение не платить государству податей еще три года. В 1649 г. в состав Калуги было включено крупное и развитое экономически село Спасское. Эта правительственная мера оказала положительную роль на дальнейшее развитие города.

Серьезным испытанием для калужской земли стало "моровое поветрие" 1654 г. В ходе прокатившейся по краю эпидемии умерло более половины жителей.

В 1642, 1649 и 1654 гг. калужские дворяне и посадские люди принимали участие в деятельности Земских соборов. После присоединения Украины к России в 1654 г. и завершения русско-польской 1654-1667 гг., границы государства отодвинулись на запад, и Калужский край потерял значение пограничной земли. Деревянная крепость Калуги, сгоревшая в конце XVII в., больше не восстанавливалась. Одни города-крепости превращаются в административные центры (Малоярославец, Боровск, Козельск и др.), а другие становятся селами (Воротынск, Кременец, Оболенск и др.).

Примерно в конце 1640-х гг. на Калужской земле появился первый чугуноплавильный Поротовский завод, а во второй половине столетия были построены еще два молотовых железоделательных завода – Угодский и Истьинский. Эти заводы находились в управлении иностранцев. Деятельность калужских заводов была направлена на удовлетворение государственных нужд и в первую очередь, на военные нужды.

Во второй половине XVII в. история Калужского края оказалась тесным образом связана с расколом православной церкви. Реформы патриарха Никона не нашли полной поддержки в среде калужского духовенства. Центрами раскола стали Калуга и Боровск. Одновременно, в 1665 г. и 1666 г. в Боровском Пафнутьев монастырь по нескольку месяцев, до и после Собора в Москве, содержался в заточении протопоп Аввакум – последовательный приверженец раскола. В Боровск были сосланы и известные сестры-раскольницы боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова.